Топливо для самолетов: техническая справка

Топливо для самолетов: техническая справка

Бензин как топливо для самолетов используется давно, однако химико-физические параметры авиационного бензина существенно отличаются от бензина автомобильного. У авиабензина выше октановое число и иной фракционный состав, выше давление паров и существенно уже диапазоны выкипания различных фракций — однако главным является не это. Фатальное отличие авиабензина от современного автобензина — это обязательное наличие тетраэтилсвинца (ТЭС) в качестве топливной присадки. Отказаться от ТЭС в авиатопливе не получилось ни у кого в мире, максимум достигнутого — это так называемые «авиабензины с пониженным содержанием свинца» (типичный представитель и хорошо известный отечественному потребителю импортный бензин 100LL как раз относится к этой категории).

Производство в России

В связи с отказом от этилированного бензина в автоиндустрии в целом, крупные российские НПЗ резко потеряли интерес и к производству авиабензина: суммарный тоннаж по сравнению с автобензином ниже на порядки, нужна отдельная производственная линия, отдельная тара и т.д. И осталась бы отечественная «малая авиация» один на один с импортом, если бы производство бензина для её нужд не взял на себя «частник». Средние/малые фирмы оказались куда расторопнее неповоротливых «нефтяных бегемотов» и постепенно наладили сначала производство отечественного авиабензина методом компаундирования из готовых компонент, а затем и собственное производство необходимых фракций нефтепродуктов для него. Причём это не пресловутое «гаражное производство», а вполне современные линии с суммарной производительностью в тысячи тонн готового продукта. И качество авиабензина тоже оказалось на высоте, в полном соответствии с обновлённым российским ГОСТ 1012-2013.

Перспективы

Разумеется, самостоятельно «отвоёвывать» отечественный рынок авиатоплива у таких общеизвестных «монстров» как Conoco-Phillips, Shell и их бизнес-партнёров непросто, но всё же дело определённо сдвинулось с мёртвой точки. Статистика говорит о том, что объём производства «частного» авиабензина в России постепенно, но уверенно растёт — а с ним увеличивается и доля рынка, поскольку отечественный продукт вполне способен конкурировать с зарубежным авиабензином и по качеству, и по цене. Конечно, с доступностью «нашего» авиабензина ещё есть масса проблем (и прежде всего — логистического характера), однако «частники»-производители смотрят в будущее с изрядной толикой оптимизма.

19.04.2017