Принцип работы сцепления автомобиля
Цель данной статьи — показать принцип работы сцепления автомобиля. Это не руководство по ремонту. Сегодня при наличии денег в любом автосервисе вам проведут ремонт сцепления быстро и качественно. Но, к сожалению, очень часто можно встретить недобросовестных мастеров, которые, пользуясь вашим незнанием предметной области, обманут и предложат провести более дорогостоящий ремонт, чем был необходим. Например, вместо простой замены пружины, вам предложат поменять основной цилиндр сцепления.
Если же вы относитесь к тому типу людей, которые любят во всем разбираться и все ремонтировать самостоятельно, то информация о работе сцепления будет для вас очень актуальной.
Классическое устройство сцепления автомобиля
В процессе движения автомобиля крутящий момент двигателя передается на вал коробки передач. Для переключения передачи, нужно на короткое время отключить двигатель от коробки скоростей, и потом опять подключить, когда установлена новая скорость. Такова задача сцепления.
Но, чтобы понять, как работает сцепление, нужно разобраться, из чего оно состоит.
Основные детали сцепления
- Ведомый диск. Выполняют функцию плавного соединения ведущего вала КПП и маховика двигателя. Для выполнения соединения используется усилие на нажимной диск, возникающее при выключении на привод. Также ведомый диск, обеспечивая плавное переключение скоростей, увеличивает долговечность шестеренок коробки передач.
- Нажимной диск. Его функция — прижать ведомый диск к маховику.
- Кожух сцепления. Еще называют его корзиной. Крепится к маховику и служит для объединения всех деталей сцепления.
Принцип действия сцепления с механическим приводом
Когда педаль сцепления не нажата, она находится в рабочем положении. В этом случае ведомый диск зажат между диском и маховиком.
Крутящий момент на ведущий вал КПП с ведомого диска передается за счет трения.
Когда нажимается педаль, в кожухе приходит в движение трос привода, поворачивая рычаг относительного места его крепления. Свободный конец рычага, надавливая на выжимной подшипник, передает давление на пластины, которые фиксируют нажимной диск. Это приводит к тому, что нажимной диск отодвигается и освобождает ведомый диск. Таким образом, соединение с маховиком теряется. Можно переключать скорость.
После переключения передачи, педаль сцепления отпускается, происходит процесс обратный вышеописанному, в результате которого ведомый диск опять прижат нажимным диском к маховику. Крутящий момент опять передается на ведущий вал.
Принцип работы сцепления с гидравлическим приводом
В самом названии гидравлического привода уже заложено описание принципа работы такого типа сцепления. Т.е. усилие от педали сцепления к приводу передается при помощи жидкости. Она находится в гидроцилиндрах привода и подается по трубопроводам.
Естественно, что строение гидравлического сцепления имеет отличия от механического. В этом случае, в кожух, прикрепленный к маховику, ставится только ведомый диск.
Прежде всего, внутрь кожуха установлена пружина, содержащая радиальные лучи. Они собственно и являются выжимающими рычагами. Педаль сцепления закреплена на специальной оси. На педали расположен толкатель главного цилиндра. Подсоединен он при помощи шарнира. Когда педаль нажимается, толкатель давит на главный цилиндр, который воздействует на пружину, что приводит к высвобождению ведомого диска. После переключения скорости, педаль отпускается, пружина возвращается в начальное положение.
Как видно, механизм работы сцепления не так сложен. Но важность данного механизма нельзя недооценить. Без него управление автомобилем было бы намного сложнее и дискомфортнее.