Как удалить воздух из системы охлаждения самостоятельно
Одна из основных систем двигателя внутреннего сгорания, это система охлаждения. Она, через рубашку охлаждения, отнимает определенное количество теплоты от деталей двигателя. Таким образом, она обеспечивает недопущение перегрева мотора. Существуют типовые неисправности системы охлаждения, которые будут рассмотрены ниже. Из-за этих неисправностей эффективность системы охлаждения значительно снижается. Один из них — завоздушивание системы. Ниже будет рассмотрен вопрос, как удалить воздух из системы охлаждения.
Устройство типовой системы охлаждения двигателя
Необходимый температурный режим двигателя, осуществляется за счет охлаждающей жидкости, циркулирующей в рубашке охлаждения. Раньше, в качестве теплоносителя применяли обычную воду, а сейчас высокотехнологичные незамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы). К основным элементам системы охлаждения относятся: радиатор, водяной насос (помпа), термостат, вентилятор, а также патрубки.
Такой тип системы охлаждения считается гибридным или комбинированным, поскольку при охлаждении мотора используется не только жидкость, но и встречный поток воздуха. Охлаждение жидкости осуществляется в сотах радиатора, при помощи встречного потока воздуха. Этому способствует вентилятор.
Термостат представляет собой клапан, который регулирует циркуляцию ОЖ по большому (через радиатор) или малому кругу. Водяной насос получает привод с помощью приводного ремня от шкива коленчатого вала. Иногда, вентилятор имеет совместный с насосом, ременной привод. Но в большинстве современных автомобилей устанавливаются электровентиляторы.
Принцип работы системы охлаждения комбинированного типа
Давайте рассмотрим, как работает система охлаждения двигателя.
При запуске холодного мотора, клапан термостата находится в закрытом положении. При этом ОЖ циркулирует лишь по малому кругу (в рубашке охлаждения блока и ГБЦ).
По мере прогрева двигателя, при достижении мотором температуры открывания клапана термостата (от 80 до 95 градусов), жидкость начинает циркулировать через радиатор системы охлаждения (по большому кругу). Охлаждаясь в сотах радиатора, жидкость циркулирует далее по системе охлаждения.
Циркуляцию жидкости, под определенным давлением обеспечивает водяной насос. Таким образом, обеспечивается постоянное поддержание рабочей температуры ДВС.
Как удалить воздух из системы охлаждения самостоятельно
Для самостоятельного ремонта системы охлаждения и удаления из нее воздуха, необходимо установить причину поломки.
Некоторые элементы системы охлаждения имеют ограниченный ресурс, и их выход из строя объясняется естественным износом.
Одна из самых распространенных неисправностей — перегрев мотора. Одна из возможных причин — клапан термостата заклинило в закрытом положении. Эффективность системы охлаждения может быть вызвана из-за забитого или загрязненного радиатора.
Неисправный термостат подлежит замене. Внешние поверхности радиатора необходимо очищать от грязи. Особенно летом, когда при движении по трассе на него налипают насекомые. Эту процедуру необходимо выполнять самостоятельно после каждой длительной поездки.
Еще одна распространенная проблема — течь в соединительных местах патрубков. Негерметичность системы может быть вызвана тем, что давление в системе охлаждения автомобиля избыточно. Оно попросту выдавливает ОЖ и разрывает патрубки или даже расширительный бачок.
Для того чтобы система была герметична, необходимо надежно закреплять патрубки качественными хомутами. Для большего эффекта, при установке патрубков можно использовать специальные герметики для системы охлаждения автомобиля.
Эффективность системы может существенно снизиться из-за некорректной работы вентилятора и водяного насоса (помпы). Неисправность водяного насоса может быть вызвана естественным износом крыльчатки. Рекомендуется регулярно проверять натяжение приводного ремня и по необходимости подтягивать.
Итак, для самостоятельного удаления воздуха из системы охлаждения необходимо выявить и ликвидировать причину, по которой воздух попал в систему. Об этом написано выше.
Чистка системы охлаждения
Только после устранения причины поломки можно переходить непосредственно к очистке системы охлаждения:
- Во-первых, необходимо прокачивать патрубки системы охлаждения. Если мотор холодный, то откройте крышку расширительного бачка или заливную горловину радиатора. Покачивая патрубки, вы увидите, как там выходят пузырьки воздуха. Эта процедура несложная и легко производится самостоятельно без привлечения специалистов. Продолжайте прокачку патрубков до полного исчезновения пузырьков воздуха.
- Второй способ — поставить автомобиль под углом около 30 градусов и «погазовать», держа обороты двигателя на отметке около 2000. При таком методе произойдет нагрев двигателя и, соответственно активируется система охлаждения. Благодаря наклону воздух будет двигаться по патрубкам вниз, в расширительный бачок.
Можно комбинировать оба этих метода, которые легко использовать без посторонней помощи.